Казахстан: Закуп племенного поголовья за границей сам по себе не решает проблем в мясном животноводстве

Фильтры

Регион

Новости

Казахстан: Закуп племенного поголовья за границей сам по себе не решает проблем в мясном животноводстве

В нынешнем послании народу Казахстана президент страны особо отметил беспрецедентный проект по развитию мясного животноводства, который будет реализован в аграрном секторе.

Так, уже в 2016 году экспорт мяса должен составить 60 тысяч тонн, что равноценно экспорту 4 миллионов тонн зерна. На реализацию программы из казны будет выделено 130 миллиардов тенге кредитных ресурсов. Это позволит увеличить поголовье племенного и породного скота всех видов. На деле в стране пока не создано ни баз, ни откормплощадок, чтобы вырастить такое количество крупнорогатых животных. Пока племенных бычков закупают аж в США. Но в Минсельхозе говорят, что это – только половина дела. Главное – чем заполнять откормочные комплексы?

В Костанайской области работает информационно-пропагандистская группа по разъяснению послания президента народу Казахстана. В ее составе ответственный секретарь Минсельхоза Евгений Аман, который сообщил, что работает по собственному графику. Он уже посетил племенные хозяйства Аулиекольского района, занимающиеся разведением одноименной породы мясного скота, пишет «Литер».

Он встречался с учеными, специалистами, студентами – все в контексте программы развития мясного животноводства, которая особо отмечена в послании. Сама программа уже начала работать, но дискуссии о ее целесообразности продолжаются, как и критика в адрес Минсельхоза. В первую очередь критикуются дороговизна завозимых из Америки герефордов и ангусов в условиях сложной эпизоотической обстановки во всех регионах Казахстана, с практическим отсутствием хотя бы минимальной кормовой базы и высококвалифицированных животноводов.

Аргументы, которые в ходе встреч приводил господин Аман, уже не раз публиковались в СМИ и лежат, что называется, на поверхности. В стране утрачено поголовье скота мясных пород, поскольку более 80 процентов КРС сегодня находится на частных подворьях, а содержать чисто мясной скот частнику невыгодно. В итоге на 6,1 млн голов с крупными рогами, насчитывающихся в стране, лишь 7 процентов мясных пород, из которых около 2 процентов – племенных. Для сравнения: в США и Канаде доля мясного скота – от 60 до 80 процентов. По поручению вице-премьера Умирзака Шукеева Евгений Аман сделал анализ ситуации в Казахстане и выяснил: лишь три племенных хозяйства имеют соответствующее поголовье по 2000 с лишним голов. Все три – в Костанайской области. Остальные 114 хозяйств во всех регионах страны имеют в среднем по 200 голов каждое. Беда в том, что статус племенного может получить хозяйство, имеющее и 70 породистых коров – такие хозяйства не дают эффекта размножения.

Минсельхоз подвергается массированной критике «снизу» за изменение в прошлом году условий субсидирования племенных хозяйств. Если прежде они получали доплаты за продажу каждой головы, то теперь эти деньги получает покупатель племенного скота. В итоге в ходе поездки по районам Евгений Иосифович нашел племенное хозяйство, которое в прошлом году продало лишь 75 голов. В то же время в агрофирме «Диевская» очередь за аулиекольской породой расписана на три года вперед. Вывод: такими темпами и собственными силами мы можем «развиваться» 10–15 лет и не получить желаемого результата: довести за пятилетку ежегодный экспорт элитной говядины до 60 тысяч тонн.

А потому схема субсидирования племенного животноводства меняться не будет, финансовый стимул получит развитие производства кормов и строительства откормочных комплексов. И мы продолжим закупать мясной скот в США: Евгений Аман убежден, что корова аулиекольской породы агрофирмы «Диевская» не дешевле герефорда из штата Северная Дакота – дорог перелет через океан. Государство в лице «КазАгро» и корпорации «Мал онимдери» обещает компенсировать эти затраты покупателям заморского скота – 300 тысяч тенге за голову с хвостом. В прошлом году корпорация уже закупила 3 тысячи голов в Северной Дакоте. В текущем году она намерена перевезти самолетами 10 тысяч американских коров, в следующем – 15 тысяч. Всего – около 70 тысяч.

Но, по признанию Евгения Амана, это – полдела. Главное – чем заполнять откормочные комплексы? Даже скромная площадка на 2000 бычков (а мы замахнулись на 5-тысячники) создает совсем нескромные проблемы. За год через нее должны пройти 4000 бычков, которые возможно получить от 8000 коров мясных пород. Откуда возьмется такое маточное поголовье вокруг одной скромной откормплощадки? Есть идея включить в процесс частные подворья: на выгодных условиях лизинга они берут породистых коров, полученных бычков поставляют на откорм, заодно развивают свой бизнес с последующим процветанием. Идея далеко не нова. В середине 90-х, пытаясь спасти породистый молочный скот, в совхозе «Воронежский» раздали 1600 высокопродуктивных коров по частным подворьям. К коровам прилагались корма.

Подворья по договорам должны были поставлять совхозу молоко. Через 5 лет корова переходила в собственность арендатора, как и полученные от нее телята. Выгоднее некуда! Спустя два года ни молока, ни коров. Аналогичные эксперименты проводила корпорация «Мал онимдери»: сотни миллионов тенге выброшены на ветер. Новая попытка – не пытка… А пока мы не можем провести элементарную идентификацию животных в стране – поголовный учет. В советские времена вначале ставили тавро – выжигали номер на шкуре. Потом перешли на бирки на ушах. Два года назад мы взялись оснастить каждую голову электронным чипом. С электроникой не получилось – решили вернуться к биркам. До сих пор «биркуем». На что любой опытный зоотехник, каких уже не осталось, подтвердит: крупное товарное животноводство начинается с учета.

Источник: kazakh-zerno.kz

Также в разделе

Комментарии (0)

Старт активных продаж

Подключайтесь к базе
Подробнее